Рок-н-ролл и немного вечности: выставка «Свои/Чужие» в галерее Artstory

Свой юбилейный, десятый год московская галерея начала с показа художников-восьмидесятников.

Этой осенью столичная галерея Artstory отмечает десятилетие, и выставка «Свои/Чужие» стала первой в череде юбилейных проектов. Все участвующие в экспозиции работы — из коллекции галереи, так что у зрителей есть возможность ближе познакомиться с ее собранием. Всего здесь четыре художника — Наталья Нестерова, Лев Табенкин, Василий Шульженко и Дмитрий Иконников. Но почему именно эти авторы? Прежде всего, они были выбраны как представители позднесоветского неофициального искусства: не относившиеся к подполью, но сохранявшие инаковость — характерную для «левого» МОСХа (Московского отделения Союза художников). Еще одна причина, как объяснила куратор галереи Анна Апресян, — дружеские, бытовые контакты между художниками: они принадлежали к одной среде, общались и обменивались идеями, хотя каждый шел своей, однажды выбранной дорогой.

Большой зал отдали под масштабные полотна Натальи Нестеровой и Льва Табенкина. «Оба они обращаются к пластическому элементу живописи, — рассказала «Культуре» Анна Апресян. — Используют краску не только для того, чтобы добавить цвета или фактуры, но и чтобы вылепить форму, порой — буквально». Действительно, живопись Натальи Нестеровой — плотная, пастозная, а материальные предметы — вазы с цветами, блюда с устрицами, кресла, канделябры, шляпы — выписаны тщательно, с особым чувством. Можно даже сказать, что ее картины подчеркнуто материальны, они закреплены в земном мире — недаром многие ее персонажи с удовольствием едят и пьют. Совершенно иной получилась серия из 18 небольших холстов, под который отвели отдельный коридор, тем самым почтив память художницы, ушедшей из жизни в 2022 году. Эта серия, получившая название «Я еще живой, мертв уже я…», состоит из изображений людей в масках. Каждый персонаж складывает руки в одну из букв пальцевого алфавита, и все вместе они образуют название серии. Застывшие, неподвижные, лишенные человеческой индивидуальности, маски не могут гримасничать или говорить — вот почему на помощь приходит дактильная азбука. Это личины — не люди. Но в то же время они заставляют поверить, что материальный пласт в работах Нестеровой — совсем не главный: он служит своеобразной декорацией и прячет за собой метафизическое измерение.

Иначе обозначает связь быта и бытия Лев Табенкин — тоже создатель пастозной «густой» живописи. Его вселенная, впрочем, совсем другая — в ней почти нет материальных деталей. И хотя герои нарочито заземлены — большие, крепкие, заполняющие собой все пространство холста, — вечность оказывается на расстоянии вытянутой руки. Ведь в этих простых лаконичных образах есть что-то библейское, возвращающее нас к началу этого мира. Недаром многие сюжеты отсылают к вечным темам — как образ матери с ребенком — или впрямую цитируют Книгу книг («Бегство в Египет»).

Один из малых залов занимают картины Василия Шульженко — автора острого и гротескного, который безжалостно, подобно солнечному лучу, высвечивает людские пороки: будь то пьянство или общая грубость нравов. Однако среди этих картин обнаруживается совершенно особенная по духу — «Летний сон», изображающая обнаженную деву, спящую на лесной опушке. Эта работа показывает зрителям другого Шульженко — мягкого лирика, а еще — художника, не чуждого сюрреалистической манере: женская фигура кажется гигантской по сравнению с окружающим ландшафтом. Впрочем, сон ведь и должен быть слегка нелогичным, а еще — прекрасным, чтобы можно было спрятаться от окружающей действительности.

Наконец, последний зал отдан под работы Дмитрия Иконникова — не живописца, но тонкого графика, картины которого — изящные, нежные, дымчатые — на самом деле созданы при помощи гуаши, а иногда на этикетке и вовсе значится загадочное «авторская техника». Иконников был художником-поэтом, причем буквально: он создавал особые тексты — повествовательные, но пронизанные лирической интонацией. А еще любил во время работы слушать музыку, и все эти увлечения переплетались в его картинах. «Он говорил, что живопись никогда его особо не интересовала, — рассказала «Культуре» Анна Апресян. — И хотя неподготовленному зрителю его работы могут показаться живописью, на самом деле это графика, выполненная на бумаге, наклеенной потом на холст. При этом Иконников утверждал, что линия — более музыкальна. И еще он хотел, чтобы в картинах отражался его «плейлист». В одном интервью он говорил, что во время работы слушает Тома Уэйтса, Эрика Клэптона — и ты это видишь по его произведениям, — а потом добавлял: «И «Родину» Шевчука». И это немного приземляет его образы и в то же время добавляет им неожиданности», — рассказала «Культуре» Анна Апресян.

На его картинах возвышенное и земное действительно сливаются в каком-то легком вихре. Он рисовал город, причем его изнанку, потому что считал — вслед за Джеком Лондоном, — что мегаполис нужно узнавать не с парадной стороны: лучше «обойти все его кабаки и посидеть в его тюрьме». При этом на его картинах бездомный превращается в «Странника», а компания собутыльников — в философов, познавших жизнь, ведь «Это все рок-н-ролл». Он рисует «Хорватский натюрморт», который для него имеет особое значение, ведь где-то в тех краях зародилась европейская цивилизация. А потом — все ближе и ближе к священным местам — перемещается в благословенную Италию. «Лежа на горячих белых камнях, омываемых морем, глядя в прозрачное небо, понимаешь, что именно здесь, в Средиземноморье, только и могла возникнуть та самая античная цивилизация, которая Матерь всем нам, и южанам, и северянам… Хорватия, Черногория, остров Крит, Керчь, Феодосия, Коктебель, Судак… Это все звенья одной цепочки, тянущейся к нам со времен античной Архаики», — утверждал художник.

— Эти авторы своей главной темой сделали человека, — рассказала «Культуре» Анна Апресян. — Их принято относить к восьмидесятникам, хотя искусствоведы зачастую говорят, что восьмидесятники — неудачный термин. Мы знаем, в чем особенность творчества шестидесятников и семидесятников, а вот восьмидесятники — особая тема. В искусстве того периода не возникло радикально новых течений, но те небольшие изменения, которые все-таки произошли, оказались очень важными. Прежде всего, они привели к смещению взгляда. Например, к определенной дегероизации — если сравнивать с представителями соцреализма. Кроме того, в отличие от шестидесятников и семидесятников художники, работавшие в 80-е, не ставили во главу угла борьбу против конформизма в искусстве. Они писали простых людей, делали бытовые зарисовки: с одной стороны, это было непонятное искусство, с другой — бесконечно близкое; абсолютно «свое» и в то же время отталкивающе «чужое». Наша выставка как раз об этом странном сочетании своего и чужого, о художниках «на грани», бывших в те годы все-таки чужими, а теперь ставших своими. А еще это своеобразная игра со зрителями: мы вовлекаем их в диалог, предлагаем думать, интерпретировать — в этом суть выставки. И еще, конечно, в том, чтобы показать часть прекрасной коллекции галереи Artstory.

Выставка работает до 25 февраля

Фотографии предоставлены галереей Artstory. Н. Нестерова. "Пир во время чумы", 1993.  Л.Табенкин. "Певцы", 1997.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest