Породой не вышли: 260 лет назад в России появились первый детдом и Смольный институт
Систему образования в России начал создавать Иван Грозный. В 1551 году Стоглавый собор указал на необходимость «грамоте учиться», организовывать школы в епархиях и монастырях. Учили читать, писать, считать, понимать Священное Писание. Остальные науки человек в зависимости от выбранной профессии должен был постигать самостоятельно — в общении со «знающими людьми» и «многообильном чтении».
Но и этих содержавшихся под эгидой Церкви заведений для огромной страны явно не хватало. Основным оставалось домашнее образование, в качестве учителей выступали родители, дьячки, священники. Представители верхушки общества нанимали иностранцев.
Петр I даже в юности осознавал такую опасность. Патриарху Адриану будущий император говорил: «Многие желают учить детей своих свободным наукам и отдают их здесь иноземцам, другие в домах своих держат учителей иностранных, которые на славянском нашем языке не умеют правильно говорить. Кроме того, иноверцы и малых детей ересям своим учат, отчего детям вред, а Церкви может быть ущерб великий и языку повреждение». Этот правитель внедрял в России лишь конструктивные начала просвещения, пресекал вольнодумство, создавал отечественную систему образования и науки. Перевел на попечение государства захиревшую Славяно-греко-латинскую академию, учредил Артиллерийскую, Инженерную, Математических и навигацких наук школы, Морскую академию, медицинское училище, петербургскую Духовную семинарию… Возникли сети «цифирных» школ для штатских людей, полковых — для военных. По указу царя Петра уже после его смерти открылась Академия наук, ставшая первым российским университетом, а для подготовки студентов была образована Академическая гимназия. В свистоплясках борьбы за власть многие начинания первого императора заглохли. Созданные им школы и училища в большинстве своем закрылись ввиду нехватки денег и преподавателей либо влачили жалкое существование.
В середине XVIII века идеи Просвещения захватили всю Европу. Их негативные последствия еще не проявились, в них видели панацею от политических и социальных проблем. В начинаниях французских теоретиков, казалось, люди нашли средство для формирования общества будущего, золотого века высокой культуры, всеобщего благоденствия, согласия, мира.
Детищами Шувалова стали и две гимназии для подготовки студентов, Академия художеств, Пажеский корпус. Обычных школ в стране по-прежнему не существовало!
Идеалами Просвещения была заражена в молодые годы и Екатерина II. Зачитывалась трудами французских философов, переписывалась с Д`Аламбером, Дидро, Вольтером, Руссо. Она и собственный приход к власти восприняла как исполнение высшего предначертания: ей, дескать, оказалось суждено воплощать те идеалы в жизнь, строить «золотой век» на русской земле. Книги просветителей начали издавать в России даже активней, чем во Франции, а сами авторы тешили себя надеждами на то, что их утопии парадоксально осуществятся не в «культурных» державах, а в дикой «Скифии» под эгидой «северной Семирамиды».
Именно это оценила Екатерина, сделавшая его личным секретарем, президентом Академии художеств вместо изгнанного Шувалова. Обсуждая намечавшиеся преобразования, молодая императрица и ее 60-летний советник сошлись в одном: надо создавать «новую породу людей», самую культурную и просвещенную прослойку, «рассаду» для распространения чаемых перемен в русском обществе.
Что же касается второго проекта, то тут инициатива принадлежала митрополиту Новгородскому Иову, создавшему в 1706 году при Холмово-Успенском монастыре первый в нашей стране приют для подкидышей и незаконнорожденных. Царь Петр высоко оценил сей почин и в 1712-м, в указе об учреждении в каждой губернии госпиталей, повелел принимать и кормить младенцев, «которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убивства». В 1715-м государь уже целенаправленно приказал организовывать в городах при храмах особые «гошпитали» для приема и содержания «зазорных младенцев». В 1724-м император предписал монахиням воспитывать сирот обоего пола, обучая их грамоте, а девочек — шитью и прядению. Со смертью Петра Великого подобные заведения постигла судьба его школ.
21 апреля (2 мая) 1764 года на Васильевском лугу состоялась торжественная закладка Московского императорского воспитательного дома для сирот, подкидышей и беспризорников. Девятнадцать первых младенцев принесли прямо на церемонию. По проекту архитектора Карла Бланка стали строить крупнейшее на тот момент здание Москвы из нескольких корпусов. На содержание воспитательного дома выделялись деньги от пошлинных сборов с театральных и зрелищных мероприятий, игр в карты. При новом заведении создавался родильный институт, а позже возникли коммерческое училище, театральная студия, ремесленные классы. Лучших питомцев изначально планировали устраивать в Московский университет, Академию художеств, посылать для дальнейшего образования за границу.
За образец Екатерина и Бецкой взяли Сен-Сирский институт во Франции. В нашем должны были воспитываться 200 девочек, разделенных на четыре класса по возрастам. Образование предусматривалось всестороннее: грамота, арифметика, три иностранных языка, Закон Божий, этикет, домоводство, музыка, пение, география, история, танцы. Главной задачей, как и в случае с первым приютом, ставилось выведение «новой породы». Официально цель формулировалась так: «Дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Воспитанниц централизованно, под началом классных дам, вывозили на прогулки, в театр, на выставки, придворные праздники. Девочек приучали к скромности, дисциплине, неприхотливости: скудная еда, ранние отбой и подъем, сон на жестких кроватях, умывание холодной водой, низкая (не выше 16 градусов) температура в спальнях. В подобных спартанских условиях растили саму Екатерину, и государыня считала это полезным.
Оба проекта Екатерины были так или иначе реализованы. От Московского воспитательного дома отпочковались отделения в разных городах, включая Петербург, также создавались частные детские приюты. Штаты медицинских работников таких учреждений фактически положили начало отечественной педиатрии, а Смольный и Мещанский институты — женскому образованию в России (причем это были первые в Европе государственные учебные заведения для девушек).
Сказывалась и хорошо известная в наши дни закономерность: воспитание в интернатах не может полноценно заменить семейного, домашние дети развиты лучше. Самых способных питомцев для продолжения образования выделяли, но и среди них выдающихся личностей впоследствии не получилось. Став совершеннолетними, они шли в основном на фабрики, в мастерские.
Иван Иваныч Бецкий,
Человек немецкий,
Воспитатель детский,
Носил парик шведский,
В двенадцать лет
Выпустил в свет
Шестьдесят кур,
Набитых дур.